Как проходит консультация?
Сначала поговорим
Первый этап работы с любым клиентом – это беседа, во время которой я знакомлюсь с общим контекстом его жизни: с кем он живет, что чувствует в последнее время, что его беспокоит, с какой проблемой пришел. Также важно немного узнать о детстве человека – особенно о его отношениях с родителями. Эта информация понадобится для того, чтобы лучше понять его подлинный запрос.

Например, однажды ко мне обратилась девушка, проблема которой сначала звучала так: «Хочу выйти замуж». В разговоре же выяснилось, что на самом деле она хочет отделиться от родителей и перестать жить их чувствами и проблемами.

Или другой пример: молодая мама обращается к психологу, потому что ее шестилетняя дочь очень чувствительна и крайне болезненно реагирует на каждую неудачу. Мамин вопрос – как поддержать дочь? В беседе же выясняется, что поддержать надо прежде всего маму: она привыкла жить в таком внутреннем напряжении и тревоге, что ее состояние передается ребенку.

Иногда на ознакомительную беседу уходит вся первая консультация. Это нормально, ведь половина успеха в психологическом консультировании – точное понимание клиентом, зачем он пришел, что он готов изменить в своей жизни.

Итак, запрос осознан и сформулирован – теперь можно переходить ко второму этапу – собственно работе с внутренним состоянием клиента. Содержание этой работы в каждом случае будет индивидуальным, и вместе с тем у нее всегда будет три основных этапа: почувствовать – представить – изменить.
Посмотри в лицо своим чувствам
Первые вопросы, которые я задаю клиенту, обычно звучат так: что ты чувствуешь? Покажи, где это чувство находится в твоем теле? Ответы обычно приходят быстро: «Я чувствую дикую обиду. Это как камень на плечах, я не могу даже выпрямиться». «Это ревность, у меня жжет внутри, вот здесь». «Мне настолько страшно, что я не могу выдохнуть, в солнечном сплетении как комок какой-то».

Следующий этап – визуализация. Я прошу клиента представить, на что это чувство похоже, описать, какой образ приходит в голову. Образы могут быть очень разные, от самых простых и почти бесформенных («зеленая точка», «что-то красное и пульсирующее») до ярких и четко прорисованных («дракон, изрыгающий пламя», «плачущая маленькая девочка с бантиками», «бездомный котенок, он сидит под дождем, ему страшно и холодно»).

Например, молодая женщина, которая чувствовала в районе живота сильнейшее напряжение и страх, описывала это чувство так: «Железный штырь, который как будто воткнут в середину меня, и я не могу ни пошевелиться нормально, ни вздохнуть глубоко».

Людям с рациональным складом личности бывает сложно визуализировать свое чувство, но эту работу обязательно надо провести. Дело в том, что все наши чувства, убеждения, мотивы, поступки – словом, все, что сейчас происходит в нашей голове, имеет корни в нашем бессознательном. Чаще всего эти корни уводят глубоко в детство – настолько глубоко, что мы можем даже не помнить каких-то конкретных ситуаций. А можем и помнить, только осознание, как сегодняшнее состояние связано с прошлым, ничем нам не поможет. К примеру, если сказать девушке, что она мучительно и беспричинно ревнует своего молодого человека, потому что ей в детстве не хватало внимания папы, то вряд ли она сразу расслабится и перестанет ревновать. Ведь страх, что мужчина выберет не ее, уже глубоко поселился в ее подсознании.

А как же работать с подсознанием, если оно именно ПОД-сознание, а значит, разговаривать с ним рациональным языком бессмысленно? С помощью образа! Образа, через который мы можем пообщаться с нашим подсознанием.
Поговори со своим бессознательным:
как изменить чувство?
Итак, когда образ чувства найден, мы переходим к третьему этапу – собственно работе. Теперь клиент может отделить свое чувство от самого себя и пообщаться с ним. Детям легче его нарисовать, а взрослые могут просто представить его на пустом стуле. Многие люди думают, что работать с образом – это значит удалить все неприятное и насадить хорошее. Это совершенно не так! Каждый образ – это часть нас, и здесь надо быть очень бережным, чтобы ничего не сломать и не повредить. Нельзя, допустим, просто взять и мысленно выкинуть, а ещё хуже – сжечь или уничтожить то, что вы представили – даже если это что-то противное: «слизь», «какая-то грязь». Это – часть внутреннего мира, и к нему надо относиться с любовью и заботой: не удалять, а принимать и заботиться.

Грязь и слизь скорее всего окажутся той частью личности клиента, которую он сам не принимает. Если отвергнутой части дать поддержку и любовь, сказать ей, что она дорога и очень нужна, то все изменится. Должна сказать, что во время консультации образы могут трансформироваться, если отнестись к ним бережно, сказать, что мы принимаем их и разрешаем им быть. Из грязи может вырасти прекрасный цветок, и согласитесь, ходить с цветком внутри гораздо приятнее, чем грязью.

Образу тучи, который по символике часто связан с невыраженный чувствами и невыплаканными слезами, мы можем разрешить пролиться. С этим дождём уходит не только туча, но и печаль, а после дождя к нам приходит радуга и новый день.

Мы можем работать с запретами, которые часто приходят в образах, ограничивающих свободу: заборах, заслонках, плитах. Если клиент готов к тому, чтобы вернуться к своей свободе, то он вправе отказаться от ограничений и перестать их удерживать. Тогда заборы падают, человек испытывает прилив энергии и понимает, чего именно он хочет.

Мы, конечно, не просто меняем образы местами. За каждым из них стоит своя жизненная история, которую клиент вспоминает и по-иному осознаёт.
И конечно, нужно понимать, что образы - не цель нашей работы. Они только средство, через которые мы можем воздействовать на эмоциональную сферу клиента и менять его в лучшую сторону.
1 сентября / 2019
Made on
Tilda