Эмоционально-образная терапия

Информация о методе
Эмоционально-образная терапия — метод, разработанный профессором Николаем Линде. Мишенью этого метода являются хронические негативные эмоциональные состояния, а средством их коррекции - образы этих состояний, представляемые клиентом. Это позволяет быстро и эффективно решать психологические и психосоматические проблемы.

Галина Воробьёва - психолог в Санкт-Петербурге, практикующий эмоционально-образную терапию. В статье рассказывает о методе и о том, как он помогает в решении психологических проблем взрослых и детей.


С эмоционально-образной терапией я познакомилась в 2017 году. В Петербург со своим мастер-классом приезжал профессор Николай Линде, на книгах которого я училась. То, что я увидела, было похоже на чудо. Сидел человек, серый и напряженный от своих тяжелых переживаний. И вот на моих глазах происходит психологическая работа, после которой он меняется и становится другим, расслабленным и счастливым. Тогда я поняла, что нашла свой метод, и теперь на моих консультациях тоже бывают чудесные превращения.

Обычно в психологическом консультировании мы много разговариваем о проблеме, задействуя в основном рациональные схемы мышления, а бессознательный опыт остаётся нетронутым. Поэтому иногда у человека возникает эффект «все понимаю, но ничего поделать не могу». В ЭОТ мы используем ещё и язык бессознательного — спонтанные образы. Именно они приводят нас через чувства и ощущения к источнику внутреннего конфликта. И тогда унас есть шанс его разрешить.
Галина Воробьёва одна из немногих психологов в Санкт-Петербурге, практикующих эмоционально-образную терапию. В статье рассказывает о методе и о том, как он помогает в решении психологических проблем взрослых и детей.


С эмоционально-образной терапией я познакомилась в 2017 году. В Петербург со своим мастер-классом приезжал профессор Николай Линде, на книгах которого я училась. То, что я увидела, было похоже на чудо. Сидел человек, серый и напряженный от своих тяжелых переживаний. И вот на моих глазах происходит психологическая работа, после которой он меняется и становится другим, расслабленным и счастливым. Тогда я поняла, что нашла свой метод, и теперь на моих консультациях тоже бывают чудесные превращения.

Обычно в психологическом консультировании мы много разговариваем о проблеме, задействуя в основном рациональные схемы мышления, а бессознательный опыт остаётся нетронутым. Поэтому иногда у человека возникает эффект «все понимаю, но ничего поделать не могу». В ЭОТ мы используем ещё и язык бессознательного — спонтанные образы. Именно они приводят нас через чувства и ощущения к источнику внутреннего конфликта. И тогда унас есть шанс его разрешить.
Особое внимание в ЭОТ отводится телесным ощущениям. Все наши эмоции живут где-то в теле. Если бы они летали в облаках, то мы могли бы просто закрыть шторку на окнах — и нет больше страхов и обид. Но так это не работает. Именно основываясь на том, где в теле и как ощущаются наши эмоции, мы создаем образы и работаем с ними.

Например, человек приходит с каким-то симптомом. Тогда мы ищем, где это отзывается в теле и создаем образ этого чувства. Это не сложно: ты всегда знаешь, где у тебя болит, даже если речь идет о душевной боли. Так, например, слёзы часто проявляются в образах дождя, а непролитые слезы — в образах тучи. И если разрешить туче пролиться, то боль уходит вместе с этими слезами.

Иногда клиенты боятся доверять образам и говорят: «А что, если я все это нафантазировал?» Конечно, можно придумать образ из головы. Но это сразу будет понятно, потому что такой образ не несёт в себе никакой информации. Работая с этим образом, изменений не добьёшься. Тогда мы делаем шаг назад, стараемся отключить мозг и довериться чувствам и ощущениям. Бывает еще одно опасение — я не смогу ничего представить. Не бойтесь, образное мышление есть у всех. Попробуйте представить себе топот лошадей по иссушенной дороге. Кажется, не очень сложно.

Чтобы лучше все представить, мы на консультации расставляем стульчики и рассаживаем на них свои образы. Например, идет работа со страхом. Тогда мы можем представить часть своей личности, которая боится, и то, что ее пугает. Тогда человек может посидеть на каждом стуле и почувствовать себя в каждой из этих ролей. Он может дать поддержку той части себя, которая в этом нуждается. Через эту работу происходит понимание сути конфликта, а потом и его разрешение.

Особое внимание в ЭОТ отводится телесным ощущениям. Все наши эмоции живут где-то в теле. Если бы они летали в облаках, то мы могли бы просто закрыть шторку на окнах — и нет больше страхов и обид. Но так это не работает. Именно основываясь на том, где в теле и как ощущаются наши эмоции, мы создаем образы и работаем с ними.

Например, человек приходит с каким-то симптомом. Тогда мы ищем, где это отзывается в теле и создаем образ этого чувства. Это не сложно: ты всегда знаешь, где у тебя болит, даже если речь идет о душевной боли. Так, например, слёзы часто проявляются в образах дождя, а непролитые слезы — в образах тучи. И если разрешить туче пролиться, то боль уходит вместе с этими слезами.

Иногда клиенты боятся доверять образам и говорят: «А что, если я все это нафантазировал?» Конечно, можно придумать образ из головы. Но это сразу будет понятно, потому что такой образ не несёт в себе никакой информации. Работая с этим образом, изменений не добьёшься. Тогда мы делаем шаг назад, стараемся отключить мозг и довериться чувствам и ощущениям. Бывает еще одно опасение — я не смогу ничего представить. Не бойтесь, образное мышление есть у всех. Попробуйте представить себе топот лошадей по иссушенной дороге. Кажется, не очень сложно.

Чтобы лучше все представить, мы на консультации расставляем стульчики и рассаживаем на них свои образы. Например, идет работа со страхом. Тогда мы можем представить часть своей личности, которая боится, и то, что ее пугает. Тогда человек может посидеть на каждом стуле и почувствовать себя в каждой из этих ролей. Он может дать поддержку той части себя, которая в этом нуждается. Через эту работу происходит понимание сути конфликта, а потом и его разрешение.
«Мы не повторяем ошибок своих родителей, а делаем собственные»
«Мы не повторяем ошибок своих родителей, а делаем собственные»
Так сложилось, что в основном я консультирую взрослых. Обычно это родители, которым нужна помощь в вопросах, связанных с детьми. С маленькими детками я практически не работаю. Как правило, через работу с родителями происходят очень важные изменения в семейной системе, которые положительно влияют на детей. Параллельно я могу работать с ребенком, поддерживать его или просто играть. В игре мы можем моделировать какие-то ситуации, разрешать в ней какие-то конфликтные истории.

Что касается подростков, для них эффективны не только индивидуальные консультации с психологом, но и групповые занятия. Для них исключительно важно быть принятым в коллективе. С подросткамихорошо идёт групповая работа, через которую они могут почувствовать себя успешными и счастливыми. Многие подростковые вопросы можно решить через принятие группой.

Когда появляются свои дети, у взрослого могут актуализироваться проблемы из своего детства. Если маме или папе в детстве не хватило заботы и тепла, то они стремятся восполнить это через огромную любовь к своему реальному ребенку. Как говорится, мы никогда не повторяем ошибок своих родителей, мы всегда совершаем свои собственные.

В безмерной заботе может таится другая крайность. Оберегая и гиперопекая ребенка, родители могут, не замечая того, транслировать — «мир опасен» или «не будь взрослым». И у ребенка появляется страх взросления, боязнь принимать решения и т. п. Эти послания всегда невербальные, ребенок считывает их из семейного контекста.

Бывают и другие повороты. Иногда взрослые люди обращаются с запросом: «Я не понимаю, почему я всегда останавливаюсь на половине пути». А оказывается, что это установка из детства — «не добивайся успеха». Потому что однажды, когда этот ребёнок шел с открытым сердцем показывать маме пятёрку, его оттолкнули. Или вообще ему подзатыльник дали по каким-то другим причинам. Может, он слишком шумно и радостно зашёл в дом, а там папа отдыхал, уставший с работы. И никто ему не говорил «не получай пятерки». Он сам принял это решение однажды. Но уже и во взрослой жизни, как только его будет ждать повышение, он включит обратный ход.
Так сложилось, что в основном я консультирую взрослых. Обычно это родители, которым нужна помощь в вопросах, связанных с детьми. С маленькими детками я практически не работаю. Как правило, через работу с родителями происходят очень важные изменения в семейной системе, которые положительно влияют на детей. Параллельно я могу работать с ребенком, поддерживать его или просто играть. В игре мы можем моделировать какие-то ситуации, разрешать в ней какие-то конфликтные истории.

Что касается подростков, для них эффективны не только индивидуальные консультации с психологом, но и групповые занятия. Для них исключительно важно быть принятым в коллективе. С подросткамихорошо идёт групповая работа, через которую они могут почувствовать себя успешными и счастливыми. Многие подростковые вопросы можно решить через принятие группой.

Когда появляются свои дети, у взрослого могут актуализироваться проблемы из своего детства. Если маме или папе в детстве не хватило заботы и тепла, то они стремятся восполнить это через огромную любовь к своему реальному ребенку. Как говорится, мы никогда не повторяем ошибок своих родителей, мы всегда совершаем свои собственные.

В безмерной заботе может таится другая крайность. Оберегая и гиперопекая ребенка, родители могут, не замечая того, транслировать — «мир опасен» или «не будь взрослым». И у ребенка появляется страх взросления, боязнь принимать решения и т. п. Эти послания всегда невербальные, ребенок считывает их из семейного контекста.

Бывают и другие повороты. Иногда взрослые люди обращаются с запросом: «Я не понимаю, почему я всегда останавливаюсь на половине пути». А оказывается, что это установка из детства — «не добивайся успеха». Потому что однажды, когда этот ребёнок шел с открытым сердцем показывать маме пятёрку, его оттолкнули. Или вообще ему подзатыльник дали по каким-то другим причинам. Может, он слишком шумно и радостно зашёл в дом, а там папа отдыхал, уставший с работы. И никто ему не говорил «не получай пятерки». Он сам принял это решение однажды. Но уже и во взрослой жизни, как только его будет ждать повышение, он включит обратный ход.
«Для меня важно, чтобы в конце консультации клиент чувствовал себя гораздо лучше, чем в начале»
Через образы всегда можно отследить, когда именно что-то пошло не так. Когда в работе с проблемами клиента возникают в образах облезлые котятки или брошенные щеночки, это все про состояние Внутреннего Ребенка. Иногда в образах клиенты сразу представляют себя маленькими. И вот того самого ребенка, который когда-то с пятеркой пришёл домой, нужно успокоить. Не вам сейчас, а ему тогда нужна помощь. И только вы можете дать ему поддержку, стать для него заботливым, любящим и принимающим родителем. И тогда становится понятной фраза — никогда не поздно иметь счастливое детство.

С помощью образов мы можем напрямую пообщаться со своим Внутренним Ребенком. Дать ему понять, что он в безопасности. Установки, которые он воспринял, идут из неосторожных слов и действий родителей. Если это мешает жить сейчас, то мы можем вернуть обратно заветы тем, кто нам их когда-то дал. Даже в образах, мамы и бабушки могут сопротивляться и отказываться принимать их назад. Но мы можем поблагодарить их за заботу и все равно вернуть. Теперь это их ответственность. А нам нужно принимать свои новые решения и идти дальше.

Иногда бывают и другие истории. На месте доброй мамы может оказаться Снежная Королева. Так сразу и не поймешь, что это мама. Здесь можно использовать один из приемов ЭОТ и позволить образу мамы стать любящей и заботливой для своего ребенка. Тогда мы можем наблюдать за динамикой образов. И наша Снежная Королева может превратиться во кого-то нежного и родного.

Один из самых трепетных моментов терапии — это соединение с внутренним ребенком, которого вы любите и принимаете всем сердцем. Это соединение с радостью и самой живой жизнью. Это дает огромный внутренний ресурс. И если эта работа проделана по-настоящему, то человек становится немного другой. У него меняется цвет лица, уходит напряжение, он начинает по-другому дышать. Эти внешние перемены и соматику нельзя подделать и с чем-то перепутать. Я очень люблю свою работу за эти моменты и обычно не завершаю консультацию, пока человек не просиял.
Через образы всегда можно отследить, когда именно что-то пошло не так. Когда в работе с проблемами клиента возникают в образах облезлые котятки или брошенные щеночки, это все про состояние Внутреннего Ребенка. Иногда в образах клиенты сразу представляют себя маленькими. И вот того самого ребенка, который когда-то с пятеркой пришёл домой, нужно успокоить. Не вам сейчас, а ему тогда нужна помощь. И только вы можете дать ему поддержку, стать для него заботливым, любящим и принимающим родителем. И тогда становится понятной фраза — никогда не поздно иметь счастливое детство.

С помощью образов мы можем напрямую пообщаться со своим Внутренним Ребенком. Дать ему понять, что он в безопасности. Установки, которые он воспринял, идут из неосторожных слов и действий родителей. Если это мешает жить сейчас, то мы можем вернуть обратно заветы тем, кто нам их когда-то дал. Даже в образах, мамы и бабушки могут сопротивляться и отказываться принимать их назад. Но мы можем поблагодарить их за заботу и все равно вернуть. Теперь это их ответственность. А нам нужно принимать свои новые решения и идти дальше.

Иногда бывают и другие истории. На месте доброй мамы может оказаться Снежная Королева. Так сразу и не поймешь, что это мама. Здесь можно использовать один из приемов ЭОТ и позволить образу мамы стать любящей и заботливой для своего ребенка. Тогда мы можем наблюдать за динамикой образов. И наша Снежная Королева может превратиться во кого-то нежного и родного.

Один из самых трепетных моментов терапии — это соединение с внутренним ребенком, которого вы любите и принимаете всем сердцем. Это соединение с радостью и самой живой жизнью. Это дает огромный внутренний ресурс. И если эта работа проделана по-настоящему, то человек становится немного другой. У него меняется цвет лица, уходит напряжение, он начинает по-другому дышать. Эти внешние перемены и соматику нельзя подделать и с чем-то перепутать. Я очень люблю свою работу за эти моменты и обычно не завершаю консультацию, пока человек не просиял.
Запись на консультацию
Санкт-Петербург
м. Девяткино, ул. Шувалова, д. 15
м. Чернышевская, ул. Радищева, д. 32
Online
Made on
Tilda